1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Russian English
Воскресенье Дек 16
twit twit

"Информация - нефть XXI века"

PDF Печать

Людмила НАСЕНКОВА, директор ТОО
«Центр деловой информации»


Горизонтали и вертикали
портала «электронного правительства» www.e.gov.kz


«ДН» в последнее время уделяет определенное внимание вопросам реализации программы «электронного правительства» в нашей республике. В мае на страницах газеты была опубликована статья, в которой, в частности, отмечалось отсутствие комплексного подхода и единой концепции при разработке и реализации программы. Мы не будем останавливаться на технических проблемах и недостатках реализации «электронного правительства». Хотелось бы высказать свою точку зрения и предложения по концепции самого портала «электронного правительства» www.e.gov.kz., возможно, на них наконец-то обратят внимание наши министры.

 

 

 



Один из проектов портала «электронного правительства»,
предлагаемый автором статьи

 



Думаю, что все согласятся с тем, что данный портал должен стать не только одним из главных информационных ресурсов страны, но и лицом Казахстана. А лицо нашего государства просто обязано быть не только красивым, но и умным... Между тем портал дважды сменил свой дизайн (7 марта 2007 г. в отеле «Гранд Парк Отель» состоялась презентация нового дизайна веб-портала), но в плане его контента (содержания) остаются большие проблемы.
Приведем дословно выдержку из пресс-релиза АИС по поводу этого события: «Дизайн портала выполнен в свежем, современном и динамичном стиле. Проработаны все элементы навигации, позволяющие интуитивно акцентировать внимание на необходимых действиях. Основные особенности нового дизайна - улучшенный и более интуитивно понятный интерфейс (графическое юзабилити)». Да, графики на портале хватает, но до юзабилити далеко.
Юзабилити (от англ. usability) - это прежде всего простота и удобство использования веб-портала (сайта). И удобная навигация нужна только для того, чтобы приводила к нужному результату (то есть к нужной информации). Мы долго «бродили» по «интуитивно понятным» лабиринтам www.e.gov.kz в надежде найти улучшения. Но по-прежнему многие рубрики не доведены до логического конца и не дают ответа даже на самые простые вопросы. Появился анонс новых публикаций. Информация полезная, но не систематизированная. Потом вы ее не найдете внутри разделов, глядя на главную страницу, потому что не будете знать, куда двигаться.

Азбука юзабилити. Интернет - это информационная среда, предполагающая в первую очередь передачу фактической информации, где гиперссылки указывают на справочные таблицы и актуальные данные. Основной целью посещения любого сайта является получение определенной информации, всё остальное - лишь дополнение. Сфокусируйтесь на целях пользователя, а не на ярком дизайне, Получите удовольствие от простоты. Люди редко приходят на сайт насладиться дизайном, они предпочитают сфокусироваться на содержании. Сетевые проекты должны обеспечить пользователей простым механизмом для решения их задач. Если не предоставить пользователю то, в чем он сможет увидеть мгновенную выгоду, он покинет сайт, вложив свое время в какой-нибудь другой.

Остались те же горизонтали - «Власть. Бизнес. Граждане. Иностранцы» - и вертикали - «Детство. Учеба. Юность. Семья. Работа. Старость». Идея привязки к жизненному циклу не кажется удачной в принципе и лишь напоминает о бренности жития, но не помогает в поиске нужной информации.
Смотрим раздел «Юность». На главной страничке портала: «выдача/замена документов, удостоверяющих личность» (а как же замена документов в 45 лет? Или не зря говорят, что в 45 начинается вторая молодость?). Здесь же дается информация про «молодежь в сфере труда и занятости», прилагается «информационное обеспечение молодежной политики». Все. В разделе «Старость» добавили кроме пенсий и социальное обеспечение, а также лечение и диагностику. А молодые не болеют или не получают пособия?
В разделе «Граждане», который расположен уже по горизонтали, все повторяется, но уже в других вариациях. Регистрация важных событий в жизни человека уже связана с семьей, а не детством, сюда же добавили подраздел «Собственность». «Образование» объединили с «Молодежной политикой», хотя сегодня оно стало непрерывным и люди теперь учатся всю жизнь.
Появился раздел «Социальная защита и занятость», где объединили ресурсы «Старость» и «Работа», взятые с вертикали. Раздел «Здоровье и экология» во многом рассчитан на предпринимателей, хотя название обещает несколько иное. Зато в разделе «Бизнес» о той же регистрации лекарственных средств вы ничего не найдете. О разделе «Бизнес» - разговор особый. Управление бизнесом, по мнению разработчиков концепции портала, состоит из следующих процессов: «начало бизнеса», «планирование бизнеса» и «завершение бизнеса». Тот же замкнутый жизненный цикл, но уже для юридического лица. Предприятия у нас по большей части «умирают» реже, чем граждане, среди них еще много долгожителей. Чаще «юридические лица» застревают на первом этапе, регистрируются и никак не перейдут в разряд «активных». И их рождение происходит в «муках», которые «электронное правительство» пока никак не может облегчить: несмотря на упрощение процедур регистрации и разделения функций приема документов в ЦОНах и непосредственно рассмотрения документов в управлениях юстиции, волокиты меньше не стало. Документы принимают без комментариев и затем возвращают по многу раз с мелочными придирками, ссылаясь на изменения и дополнения в законодательстве. Предприниматели теряют время, не успевают подготовить документы к участию в тендерах, несут потери. Процедуры настолько непрозрачны, что путаются не только предприниматели, но и специализированные фирмы, занимающиеся подготовкой документов для регистрации. Не логичнее ли было бы разместить на портале www.e.gov.kz., в разделе «Регистрация, перерегистрация ТОО» более четкое описание данной процедуры вплоть до предоставления образца текста устава для одного или нескольких учредителей с учетом последних изменений в законодательстве?
Не так давно на сайт добавили информацию о лицензировании, описаны процедуры и ответственные министерства, но без указания контактных адресов департаментов по регионам. Не найдете ничего по сертификации товаров и услуг, хотя по опросам предпринимателей - это самый животрепещущий вопрос.
Казахстан как целостная экономическая система вообще не просматривается. В разделе «Бизнес» несколько разделов о бизнес-возможностях Казахстана (недра, энергетика, сельское хозяйство), но они не удовлетворят интересы ни иностранных инвесторов, ни местных производителей, особенно сектора МСБ. Сегодня в условиях, когда мировой финансовый кризис напрямую повлиял на нашу страну, казахстанцам, да и иностранным партнерам, интересно знать состояние и перспективы развития экономики. Кратко и лаконично. И на едином правительственном портале, а не собирать информацию по крупицам со всех источников. Через некоторое время поисков на сайте «электронного правительства» становится не по себе от путаницы, незавершенности информации, бесконечных повторений и хочется просто убежать из портала, хотя задача стояла другая - отыскать достижения. Конечно, проделана определенная работа. И появление такого портала - это уже шаг вперед. Но идет чрезмерное дублирование одной информации при полном отсутствии другой.
На сайтах почти всех госорганов (министерств и акиматов) размещена общая информация о Казахстане, символика, тексты Послания президента (вместо того, чтобы сделать гиперссылку на данный раздел на сайте самого президента), но не всегда есть фактическая информация по регламенту оказания государственных услуг населению и бизнесу. По-прежнему казахстанцы не могут утолить свой информационный голод. При кажущемся избытке информации действительно нужную очень трудно найти своевременно. А между тем основная задача портала в конечном итоге заключалась именно в этом - оказание интерактивных услуг населению и бизнесу.
Этап информационного наполнения портала, о завершении которого отчитались еще в марте 2006 года (см. «Казахстанская правда» от 31.03.06 «Весь спектр в портале»), до сих пор не реализован в полной мере. Не будут реализованы своевременно планы и по интерактивному этапу (сроки уже перенесены дважды). И мешает этому, на наш взгляд, прежде всего несовершенная структура портала. Уже на стадии разработки архитектуры портала необходимо было сфокусировать внимание на услугах для граждан и бизнеса.
Что это дает?
Во-первых, информирование пользователей о путях решения конкретных проблем (регистрация земельного участка, регистрация ТОО, получение паспорта и т.д.). Во-вторых, контроль за реализацией информационного этапа (сразу будет видно, все ли процедуры оказания государственных услуг представлены на портале). Желательно разместить их перечень в одном окне (на одной веб-странице). В-третьих, с такой структурой легче переходить к интерактивному этапу, когда мы до него наконец-то доберемся. Добавил гиперссылку - и все. А бродить по разделам «Детство», «Юность», «Старость» - задача из разряда философских. Отношение к возрасту у людей, да и в различных странах разное. Граница между детством и юностью у каждого своя, а к старости вообще отношение неоднозначное. Только недавно в СМИ была заметка, что в Японии старым считают человека после 75 лет , а у нас и не живет сегодня столько среднестатистический казахстанец. А пенсию некоторые оформляют в 45. Так при чем здесь государственные услуги и жизненный цикл? Не проще ли будет в разделе «услуги для граждан» создать подраздел «оформление и получение пенсии»?
Если бы портал www.e.gov.kz был удобен и информативен - минимальный уровень уникальных посетителей составлял бы не менее 1,5 млн. пользователей в месяц. К сведению, это уровень посещения регионального портала Екатеринбурга... А пока, по данным самого АИС, портал за период его существования посетило всего 400 тыс. человек.
«Сфокусируйтесь на целях пользователя, а не на ярком дизайне, получите удовольствие от простоты», - пишет ведуший специалист по юзабилити Якоб Нильсен. А цели пользователя - получение информации (см. азбуку юзабилити). Обновлением информации на портале занимается АО «Национальные информационные технологии». Информацию предоставляют министерства и ведомства. Эти же министерства размещают информацию и на своих ведомственных сайтах.
Проблема в том, что IT-специалисты живут в своем собственном, чаще виртуальном мире, и слишком «далеки от народа», чиновники еще дальше от нужд и потребностей простых граждан, кто-то просто не знает, в каком виде удобнее предоставить информацию (а кто-то и не хочет, так как это лишает их определенных привилегий). Поэтому некоторые сайты так запутанны, что простому смертному не разобраться.
Не зря ведь с реализацией программы электронного правительства связаны ожидания руководства страны по снижению уровня коррупции. И речь идет не только и не столько о противодействии со стороны госаппарата, сколько об элементарном незнании того, «как надо», в тех же министерствах и акиматах. Необходима более четкая координация работ со стороны АИС. В марте 2006 года на личной встрече с бывшим председателем АИС А.Жумагалиевым мы говорили о необходимости унификации всех республиканских и региональных веб-ресурсов (речь идет об оптимальной структуре сайтов для министерств и ведомств, акиматов областей и городов и разработке рекомендаций (описание бизнес-процессов) по их наполнению). Это бы позволило решить сразу несколько проблем: Повысить качество размещаемой информации на сайтах государственных органов; обеспечить критерий для оценки работы в области «сайтостроительства», куда направляются немалые деньги; избавить Интернет от потоков повторяющейся информации (пока это можно сделать только в государственной сфере). А проблема перегруженности Интернета уже реальна. Пока мы беспокоимся, что у нас в стране слишком мало пользователей, аналитики прогнозируют «заторы» в Интернете и, как следствие, замедление скорости работы до модемного соединения и удорожание услуг.
Структура всех сайтов госорганов должна быть согласована с задачами, которые перед ними стоят. Все это было предусмотрено в требованиях к технической документации, предоставляемой на тендер по оказанию консалтинговых услуг по порталу «электронного правительства», где было записано: «Изучение государственных функций по предоставлению услуг гражданам и организациям и их систематизация. Анализ административных процедур реализации интерактивных услуг, рекомендации по их оптимизации и проектирование интерактивных услуг и др. условия».
Нам хорошо знакомы эти требования, так как в 2005 году мы принимали участие в тендере по оказанию консалтинговых услуг по разработке концепции портала «электронного правительства». Тендер проводился три раза и выиграла его компания из Индии. Признавая достижения этой страны в области разработки программного обеспечения, полагаем, что индусам мало знакомы проблемы граждан Казахстана и казахстанского бизнеса при прохождении тех или иных разрешительных процедур и получении информации. Поэтому наше «электронное правительство» не адаптировано к потребностям реальных людей. 16 апреля 2008 г. состоялась рабочая встреча с руководителем Агентства по информатизации и связи К.Есекеевым, где нами были высказаны предложения по оптимизации структуры портала электронного правительства и сайтов государственных органов.
Считаем, что портал электронного правительства должен стать своеобразным навигатором по сайтам министерств и ведомств, сайтам акиматов, где компетентные специалисты размещают актуальную информацию для граждан и бизнеса по определенным проблемам в рамках своей компетенции. Тогда и проблем у всех казахстанцев станет меньше. А расширение полномочий АИС и создание национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» может значительно ускорить реализацию ожиданий пользователей Интернета, которых становится в Казахстане все больше.

От редакции: к вышеприведенному тексту хотелось бы добавить, что нам, как журналистам, действительно не хватает некоего единого ресурса официальной информации. Сейчас же все зависит от ответственного за рассылку в каждом ведомстве, который либо вообще ею не занимается, либо превращает свою работу в рассылку спама - по-другому и не назовешь не- информативные сообщения, мутным потоком обрушивающиеся на наши электронные почтовые ящики.

«Деловая неделя», 8 августа 2008 г. с. 8

 

 

 

                                                       

Locations of visitors to this page

Добавить


Min_inform_i_kom.jpg

 Min_economici_RK.jpg

   Фото Казахстанская Ассоциация Ит-компаний.